Пресса о нас

08 июля 2015

ПРОВЭД

Смогут ли ограничения на импорт помочь фармацевтам?

08 Июль 2015

Автор Гелла Литвинцева

Сейчас на рассмотрении в правительстве находится проект постановления, касающийся импортозамещения в фармацевтической отрасли России. Документ, получивший название «третий лишний», обсуждается достаточно давно, и вполне вероятно скоро будет принят. Основная суть проекта заключается в том, чтобы ограничить закупки иностранных лекарств при осуществлении госзакупок в случае, если на территории ЕАЭС производится минимум два аналога. Эксперты и представители отрасли по-разному оценивают перспективы импортозамещения в фармотрасли.

Пока рост есть, а толку мало

По словам начальника Управления социальной политики Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Натальи Николаевой, отечественные производители лекарств пока не покрывают увеличивающийся спрос на продукцию. Объем импорта лекарств за 2014 год составил порядка 13 миллиардов долларов, что более чем в 2 раза превысило объем российского производства, и более чем в 20 раз – объемы российского экспорта лекарств.

- В розничных продажах доля отечественных лекарств составляет четверть объема в стоимостном выражении и более половины в натуральном. В государственных закупках доля отечественных препаратов в стоимостном выражении еще менее значительна – составляет всего 23,7%, однако в натуральном выражении преобладает и составляет 72%, - отмечает эксперт.

Несмотря на эти скромные показатели, в последние годы производство лекарств демонстрирует устойчивый рост. Даже в первом квартале этого года объем промышленного производства фармацевтической продукции в натуральном выражении вырос на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – и это на фоне общего сокращения по обрабатывающей промышленности в целом на 3%.

Между тем, по словам директора Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России Ольги Колотиловой, таких темпов роста для импортозамещения недостаточно. В 2009 году доля отечественных лекарственных средств на фармацевтическом рынке России составляла 24,3% (в денежном эквиваленте - 132 миллиарда рублей), а в 2014 году - 25,2% (231 миллиарда рублей) - разница в 0,9% за пять лет.

Поддержим «своих» и привлечем инвестиции

При этом Ольга Колотилова уверена, что проект «третий лишний» – это «реальная возможность за счет внутреннего ресурса страны придать дополнительный импульс развитию производства». Более того, такие меры могут способствовать привлечению иностранных инвестиций в Россию. Зарубежные производители, заинтересованные в осуществлении государственных заказов, будут вынуждены размещать свои производства в нашей стране.

- Иностранные производители, локализовавшие свое производство на территории России, не подвергнутся ограничениям, которые планируют ввести в рамках импортозамещения, - поясняет Наталья Николаева.

Преференции будут, но не для всех

Однако стоит отметить, что под эти преференции попадут не все лекарства, а только те, которые входят в список «Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (ЖНВЛП). А здесь доля российских аналогов не велика – чуть более 47%: чтобы увеличить эту цифру, потребуются большие вложения.

- Пока сложно оценить масштабы роста в конкретных цифрах, но он обязательно произойдет, но не ранее чем через 1-2 года. Дело в том, что в новом перечне ЖНВЛП на 2015 год из 602 международных непатентованных наименований по 193 наименованиям отсутствует отечественный производитель готовой лекарственной формы, а по 84 наименованиям еще не ведется разработка. Чтобы заместить иностранных производителей по всему перечню лекарств потребуется значительное время и серьезные инвестиции, - объясняет эксперт.

Впрочем, определенная работа в этом направлении уже ведется. В частности, в рамках программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы» («Фарма 2020») сейчас финансируется разработка лекарственных препаратов по 103 международным непатентованным наименованиям из перечня ЖНВЛП.

Кто не получит иностранные лекарства?

По словам Натальи Николаевой, рядового потребителя, покупающего лекарства в аптеке, данные ограничения не коснутся, поскольку они распространяются только на закупки для государственных нужд. На вопрос, для каких нужд государство закупает лекарства, начальник Управления социальной политики Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации отвечает:

- Госзакупки иностранных лекарств осуществляются для обеспечения госпитального сектора и льготного обеспечения населения в рамках федеральных и региональных программ лекарственного обеспечения.

Таким образом, пациентов, которые пользуются медицинскими госуслугами и льготами (а таких людей большинство), эти ограничения затронут: люди будут получать вместо импортных лекарств отечественные аналоги. Хорошо это или плохо – вопрос открытый.

Импортозамещение без отказа от импорта

Менее оптимистично на ситуацию смотрят сами представители отрасли. По мнению Дмитрия Полынцева, президента компании ГК «Алкор Био», специализирующейся в области биотехнологий, никакого импортозамещения пока не происходит.

- Нельзя сказать, что правительство предоставило приоритет отечественным производителям: этого как не было, так и нет. На это жалуются практически все компании, которые занимаются производством как биотехнологий, так и фармацевтической продукции, – отмечает собеседник издания.

Более того, полного импортозамещения в данной отрасли сейчас не может произойти в принципе, поскольку отечественная промышленность еще не готова производить все. К примеру, субстанции для антибиотиков в основном закупаются в Китае (в России они почти не производятся, только фасуются). К тому же есть сомнения в том, сможем ли мы по качеству конкурировать с импортной продукцией.

- Далеко не везде мы можем предложить качественную замену, здесь нам нужно еще работать и работать. К примеру, известно, что отечественные антиретровирусные препараты имеют массу побочных эффектов, а эти препараты людям приходится принимать всю оставшуюся жизнь. С одной стороны, производители есть, с другой - лечить людей этими препаратами не очень получается, - рассказывает представитель бизнеса.

 Одни обещания не помогут

Для того чтобы российские производители получили реальную поддержку со стороны государства, нужна отдельная государственная программа, а также выполнение ряда условий.

- Во-первых, необходимо наличие продуманной программы развития отечественного производства. Во-вторых, должна быть отчетность по уже произведенным тратам, потому что все эти программы уже были, они освоены – где отечественный продукт? В-третьих, правительство не может заниматься такими вещами без открытого диалога с этими самыми производителями. В-четвертых, ничего не случится по решению правительства – на все это требуется время. Здесь нельзя просто взять и сказать: «У нас импортозамещение, сейчас мы будем поднимать отечественную промышленность», - говорит Дмитрий Полынцев.

Сейчас, по словам представителя отрасли, открытого диалога с производителями нет, а существующие программы на практике работают не для всех.

- У нас есть программа «Фарма 2020», но как она работает, мне неизвестно. Сколько мы ни пытались получить какие-то субсидии, у нас этого не получилось. Куда бы мы ни обращались, всегда слышали: «А деньги уже закончились, мы их раздали». Куда раздали, кому раздали, и главное, - где результат этой раздачи? Мне кажется, правительство, как всегда, занимается кампанейщиной, какого-то реального обсуждения ситуации с реальными представителями индустрии по-прежнему нет – это самая большая проблема, - резюмирует эксперт.

Справка: По данным аналитиков рынка DSM-group, в 2014 году объем мирового фармацевтического рынка составил 1060 миллиарда долларов, в том числе российского рынка – 30,3 миллиарда долларов (2,9%). По данным DSM, в России потребление лекарств составляет 141 доллар на душу населения в год, При этом Минэкономразвития РФ оценивает потенциал роста потребления лекарственных средств до 250-300 долларов на душу населения (это уровень таких европейских стран, как Испания и Италия). 

Источник: http://провэд.рф