Пресса о нас

26 ноября 2012

Журнал "Эксперт Северо-Запад"

 

 

№47 от 26 ноября 2012г.

КРУПНЕЙШИЕ ЭКСПОРТЕРЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА 

Сырьевые отрасли – основа экспорта Северо-Запада. 

Региону остро не хватает предприятий, готовых экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью

 

Аналитический центр журнала «Эксперт Северо-Запад» подготовил первый рейтинг крупнейших экспортеров Северо-Западного федерального округа (СЗФО) по итогам 2011 года.

Как показывают результаты исследования, в отраслевой структуре экспорта региона доминируют сырьевые отрасли, в лидеры же вырвалась торговля нефтепродуктами. Этому способствует, в частности, созданная в СЗФО инфраструктура для транспортировки углеводородного сырья за рубеж. 

 

Первая десятка отраслей, в которых предприятия округа показали наибольший объем экспортной выручки, достаточно предсказуема и соответствует традиционно сложившейся структуре экономики. Примеры предприятий, экспортирующих продукцию с инновационной составляющей, можно найти, но уже во второй части списка.

 

Сырьевой коридор

 

По итогам прошлого года общая экспортная выручка 150 крупнейших экспортеров СЗФО увеличилась на 16,9% по сравнению с 2010-м и достигла 28 млрд долларов. Физический объем экспортируемых товаров участников рейтинга сократился на 13,6%, таким образом, рост объема экспортной выручки у многих компаний происходил за счет повышения цен на их продукцию. 

Такова ситуация и у предприятий, занимающих первые строчки рейтинга. Лидером в СЗФО по размеру экспортной выручки стал нефтяной брокер – «Сургутэкс», выставляющий на биржевых торгах нефтепродукты «Сургутнефтегаза». Экспортная выручка «Сургутэкса» выросла на 31,5% и достигла почти 10 млрд долларов, тогда как физический объем экспортируемой продукции упал на 6,3%. У «Северстали», которой принадлежит «серебро» рейтинга, экспортный оборот увеличился на 15,5%, а физические поставки сократились на 13,7%. Что касается «Нарьянмарнефтегаза», замыкающего тройку лидеров, то у него сократились и выручка, и объем экспортируемой продукции. Во многом это объясняется увеличением обводненности добываемого компанией сырья вследствие истощения запасов разрабатываемых месторождений.

 

Картинка по трем лидерам, в принципе, отражает ситуацию и в разрезе отраслей. Так, основная доля в общем объеме экспортной выручки – 40,8% – пришлась на предприятия, торгующие нефтью и нефтепродуктами, здесь также отмечаются высокие темпы прироста экспортного оборота – 36,6%. Однако в физическом выражении экспорт нефтепродуктов, пусть и незначительно, но снизился – на 1,1%. 

 

Объемы экспорта углеводородного сырья и его фактической добычи на Северо-Западе существенно отличаются. Из всего объема физического экспорта нефти и нефтепродуктов предприятиями, вошедшими в рейтинг, только 15% сырья добыто в СЗФО. Причина расхождения – выгодное географическое расположение округа и наличие портовой инфраструктуры для перевалки сырой нефти, в частности терминальных мощностей в Ленинградской области: в порту Приморск (построенном в конечной точке первой нитки Балтийской трубопроводной системы БТС-1), в Усть-Лужском морском порту (БТС-2) и в Ненецком автономном округе – терминал в поселке Варандей. Пока по объемам перевалки сырой нефти СЗФО немного опережает южное экспортное направление, сосредоточенное в Новороссийске. 

 

Что же касается добычи сырья, то она ведется только в трех регионах Северо-Запада – Ненецком автономном округе, Республике Коми и Мурманской области. И у всех компаний – участников рейтинга, ведущих добычу нефти в СЗФО, за исключением «Полярного сияния», стоимостные и физические объемы экспорта по итогам 2011 года заметно упали. Общая экспортная выручка предприятий этого сектора, попавших в рейтинг, уменьшилась на 49,4%, объем поставок – на 63,3%. 

 

Заработать на ломе

 

На втором месте по доле в общей выручке находится химическая промышленность, что объясняется наличием в СЗФО ряда сильных компаний этой отрасли, в том числе производящих и экспортирующих минеральные удобрения, – «Аммофос», «Фосфорит», «Акрон», «Агро Череповец», «Апатит». Несмотря на то что у некоторых представителей этой сферы объемы физического экспорта упали, размер совокупной выручки позволил данному сегменту обогнать традиционного для Северо-Запада лидера – лесопромышленный комплекс. В леспроме, кстати, наблюдалась положительная динамика и выручки, и объема поставок. В рейтинг вошли 41 предприятие из сферы лесозаготовки, переработки и производства целлюлозно-бумажной продукции, то есть почти треть списка. Тогда как химическую и нефтехимическую промышленность представляют 13 компаний.

 

Что касается черной металлургии, которая по объемам экспортной выручки лишь немногим уступила леспрому, то из этого сектора в рейтинг попали только три предприятия: «Северсталь», Ковдорский ГОК и «Карельский окатыш», и все они – градообразующие. Основной вклад в их совокупную выручку внесла «Северсталь» – 2,5 млрд долларов, без нее черная металлургия заняла бы лишь шестое место с показателем 800 млн долларов. А это немногим больше, чем общий экспортный оборот предприятий, торгующих вторичным металлом, проще говоря, металлоломом. В рейтинге оказалось 18 таких компаний, их совокупная экспортная выручка в 2011 году составила 603,4 млн долларов, увеличившись почти на 67,8%, а физический объем экспорта вырос на 39,8%. 

Показательно, что торговля вторметом, не предполагающая высокой добавленной стоимости и существенных вложений в технологии производства, опередила по обороту машиностроение и металлообработку. Представителей последней в рейтинге всего шесть – в три раза меньше, чем торговцев вторсырьем.

 

Предприятия машиностроительного комплекса продемонстрировали хорошие темпы прироста выручки – 51%, тогда как физический объем экспорта увеличился всего на 3,1%. Столь существенное расхождение обусловлено тем, что почти половина компаний данной сферы, представленных в рейтинге, продемонстрировали сокращение физического объема экспорта. Выручка же у этих игроков снизилась не столь заметно, и здесь роль сыграл, по всей видимости, опять же ценовой фактор. 

 

Приятное исключение

 

Стоит заметить, что предприятия из сферы машиностроения, вошедшие в рейтинг, работают в различных сегментах рынка – от автомобилестроения («Хендэ») до выпуска электропроводки и электроники (АЕК в Костомукше). Интересный пример – петербургская компания «Апекс», создающая установки для выращивания монокристаллов, которая заняла в рейтинге 69-е место. Есть инновационные предприятия в сфере машиностроения, которые не вошли в число крупнейших экспортеров по причине невысокой экспортной выручки, например завод «Цифровые телевизионные системы» в Калининграде (он находился бы где-то на 188-м месте рейтинга). Таким образом, машиностроительная отрасль обладает потенциалом с точки зрения как диверсификации товарной структуры, так и инновационной направленности. Однако пока крупнейшие машиностроители-экспортеры сокращают физические объемы поставок. 

 

Что касается регионального разреза, то по объемам экспорта в денежном выражении лидирует Санкт-Петербург (прежде всего за счет торговли нефтепродуктами), далее следуют Вологодская (черная металлургия и химическая промышленность) и Архангельская области (нефтедобыча в НАО и лесопромышленный комплекс). На последнем месте – Калининградская область: здесь мала доля сырьевого экспорта, а основные объемы в стоимостном выражении обеспечили экспорт сельскохозяйственной продукции (компания «Содружество-Соя») и машиностроение.

 

Не только география

 

Сырье в том или ином виде по-прежнему является основой экспорта в СЗФО, и в корне изменить ситуацию в ближайшей перспективе невозможно, да и, наверное, не нужно. Но наравне с этим необходимо направлять усилия на увеличение доли экспорта продукции с более высокой добавочной стоимостью. Государство могло бы оказать поддержку компаниям, развивающим данное направление, чтобы переломить сложившуюся ситуацию, когда экспорт лома по темпам прироста выручки и физического объема продукции опережает машиностроение.

 

Примечательно, что, несмотря на выгодное геополитическое положение, обеспечивающее СЗФО весомое преимущество в части организации логистики для международной торговли, регион по итогам первых шести месяцев текущего года не вошел в тройку лидеров по объемам экспорта. Помимо Центрального округа, чье первенство было ожидаемо, Северо-Запад обогнали Уральский и Приволжский федеральные округа. Так что у властей субъектов СЗФО есть повод задуматься, как развивать экспортный потенциал региона, в том числе за счет создания инфраструктуры и предоставления экспортерам льгот, ведь на одном географическом положении далеко не уедешь. 

 

Санкт-Петербург

 

Методы и информация

 

Рейтинг представляет экспортную деятельность компаний Северо-Западного федерального округа (Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Мурманской, Калининградской и Вологодской областей, республик Коми и Карелия). Источником информации для составления рейтинга послужили статистика по внешней торговле, полученные в ходе анкетирования данные компаний, отчеты эмитентов, корпоративные сайты, собственная информация и оценки АЦ «Эксперт Северо-Запад». 

На основе статистики по внешней торговле и информации о деятельности предприятий был составлен список претендентов на включение в рейтинг крупнейших экспортеров Северо-Запада. Отбирались только те компании, которые зарегистрированы на территории СЗФО, независимо от принадлежности к тому или иному холдингу. Далее на основе отчетности и иных источников был уточнен стоимостный и физический объем экспорта предприятий. После чего все потенциальные участники рейтинга были проранжированы по размеру статистической стоимости декларируемого товара в долларах в 2011 году и выбраны 150 крупнейших. Рейтинг обладает недостатками, обойти которые в рамках существующей системы раскрытия информации в полной мере не представляется возможным.

 

 

 

 

Директор по информации и общественным связям Группы «Илим» Артем Савко:

 

– Около 40% продукции нашей компании поставляется на российский рынок и в страны СНГ, остальное экспортируется. Наш крупнейший экспортный рынок – Китай, на него приходится более 40% поставок, на остальные государства – 20%. Большой объем также идет в Европу. 

Серьезных сложностей в процессе экспорта мы не испытываем. При поставках в Китай компания в первую очередь ограничена собственными мощностями. Потребление целлюлозы в Поднебесной растет самыми высокими темпами в мире – порядка 7% в год. Соответственно, имеющихся у компании на настоящий момент мощностей недостаточно, чтобы в полной мере удовлетворить потребности китайского рынка. Сейчас мы реализуем в Братске крупнейший в российской целлюлозно-бумажной промышленности за последние 30 лет инвестпроект, направленный на увеличение мощностей, ориентированных прежде всего на рынки Китая и Юго-Восточной Азии. 

В первую очередь «Илим» руководствуется соображениями экономической эффективности. 

В отношении внутреннего рынка долгосрочная стратегия компании – импортозамещение, то есть производство в стране по конкурентным ценам продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью, которая сегодня импортируется. 

Конечно, выгоднее поставки на внутренний рынок – даже просто из соображений стоимости доставки продукции. А когда потребности внутреннего рынка удовлетворены полностью, излишки мы экспортируем. И это соотношение определяется экономической эффективностью, ценами и спросом.

 

Директор по продажам компании «Алкор Био» Виктор Заболотный: 

 

– Основная сложность для экспортера заключается в том, что необходима регистрация каждого продукта практически во всех странах, кроме входящих в Евросоюз: там для всех государств единые требования и документы.

Поскольку мы производим изделия медицинского назначения, наша экспортная продукция помимо регистрационного удостоверения Росздравнадзора и европейского знака качества СЕ-mark имеет также регистрационные удостоверения и сертификаты качества тех государств, на территории которых она используется. К примеру, выход продукции «Алкор Био» на рынок Киргизии произошел более десяти лет назад, когда в Минздраве этой страны была зарегистрирована линейка тест-систем для гормональной диагностики. Однако при появлении новых продуктов процедуру регистрации приходится каждый раз проходить заново. 

Существуют сложности и в оформлении таможенных документов. Основная связана с экспортом модифицированных иммунологических продуктов на основе сыворотки крови человека. При экспорте (да и при импорте) такой продукции необходимо получать лицензию на ее экспорт, что накладно и порой занимает много времени (от полутора месяцев). 

В СНГ продажи ведутся через дилерскую сеть или местные перепродающие компании, возможна и отгрузка товара напрямую покупателю. Это связано с лояльностью к российскому производителю в этих странах. В Европе прямые отгрузки – редкость, поскольку доверие к отечественным производителям там гораздо ниже. Поэтому здесь работа ведется через местные фирмы, которые берут на себя функцию продвижения продукции «Алкор Био» на европейский рынок.

Что касается взаимодействия с таможней, то оно, как правило, одностороннее. Ведомство закономерно требует выполнения вновь принятых нормативных актов, которые плохо конкретизированы. К примеру, при введении ограничения на ввоз и вывоз крови и ее компонентов процесс выяснения порядка этих процедур занял два с половиной месяца. 

Государство могло бы стимулировать несырьевой экспорт путем предоставления льгот предприятиям-экспортерам – налоговых, кредитных. Также полезно было бы добиться признания документов регистрирующих органов России в других странах, хотя бы в рамках Таможенного союза. 

 

Директор по связям с общественностью и органами власти корпорации General Satellite Сергей Орлов:

 

– Экспортная деятельность НПО «Цифровые Телевизионные Системы» (GS Group) началась в 2008 году, с момента начала работы завода «Цифровые телевизионные системы» (ЦТС), расположенного в технополисе GS в Калининградской области. Предприятие экспортирует продукцию в страны СНГ, Евросоюза и Азии.

Фактор успеха экспорта – собственная маркетинговая активность компании. Кроме того, в регионе действует Закон РФ №16 «Об особой экономической зоне в Калининградской области», согласно которому товары, произведенные в ОЭЗ и вывозимые в другие государства, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей при таможенном оформлении. Поэтому сейчас никаких трудностей с экспортом нет. Однако срок действия данного закона – до 2016 года. Если его не продлят, можно будет говорить о потенциальных проблемах в этой сфере. 

Необходимо упростить процедуру сертификации товаров. Существующая двойная сертификация (и на сырье, и на готовый продукт) не соответствует логике системы технического регулирования, предполагающей госконтроль только готовой продукции. В международной практике, как правило, не проводится сертификация продукции, предназначенной для промышленной переработки, так как это приводит к удорожанию готовой продукции и служит барьером для торговли. Проводить сертификацию в отношении перерабатывающей промышленности нецелесообразно, так как ввозимое сырье имеет подтверждающие документы стран-экспортеров, а при выпуске готовой продукции перерабатывающие предприятия оформляют сертификаты ее происхождения.

Поддержка государством производителей-экспортеров, предоставление налоговых льгот (косвенное субсидирование экспорта) могли бы стимулировать экспорт. Например, отмена налога на имущество, льготы по страховым взносам позволили бы снизить себестоимость продукции и сделать ее более конкурентоспособной на внешнем рынке.

 

 

Генеральный директор Агентства бизнес-коммуникаций DIRECT Наталья Подгорецкая: 

 

– Если компания готова начать экспортировать продукцию, но еще не имеет в этом опыта, то у нее два направления для первых шагов – Запад и Юг. В первом случае интересуются в основном прибалтийскими странами (Эстония, Латвия, Литва), реже – Швецией, Норвегией. Южное направление – Украина и Казахстан.

Первая задача на стартовом этапе – грамотное маркетинговое исследование, позволяющее верно определить свою рыночную нишу. Если компания может угодить потребителю по характеристикам продукции, а себе обеспечить необходимый уровень прибыли, – она на своем месте. Если нет – или ниша не та, или допущены ошибки в маркетинговом анализе. 

Далее предстоит поиск партнеров, с которыми можно будет долго и плодотворно работать: дистрибуторы, торговые сети, логисты, сертификационные центры, юристы. Нужен компетентный сопровождающий в экспортной стране, уполномоченный вести переговоры от вашего имени и способный проконсультировать по любому вопросу.

И наконец – выход на плановые показатели. Если вы понимаете, что есть куда расти, будьте упорными и выходите на необходимый постоянный уровень. Этот совет кажется банальным, но в реальности приходится ежедневно слышать истории из серии «Мы поставляли в Казахстан, но объемы были небольшие, а потом все и вовсе заглохло». 

Что касается таможни, то она медленно, запоздало, но развивается. Общий курс на упрощение таможенных процедур взят. Нюансов огромное количество, но сегодня невооруженным глазом видны грубость и медлительность. Первое связано с менталитетом российской таможни: порой создается впечатление, что основная ее цель – возвести максимальное количество барьеров для бизнеса, в том числе психологических. Вторая проблема – проволочки и сроки. В частности, срок выпуска товара с таможни – восемь-десять часов. То есть склад временного хранения – это непременная статья расходов при любой поставке. Очень хочется надеяться, что мы придем к электронному декларированию, причем в нормальном его варианте.

Иные нюансы, связанные с конкретными поставками, в большинстве своем имеют решение, зависящее от наших усилий как участников рынка.

 

Директор экспедиторского подразделения ГК «Форвард» Александр Забелин:

 

– В российских условиях с таможней действительно сложно работать: нужно знать тонкости таможенных процедур, законодательства, уметь общаться с чиновниками – таможенными инспекторами. Следовательно, предприятиям-экспортерам часто приходится обращаться к услугам таможенных брокеров, а они стоят дорого, отличаясь от других стран в десятки раз. Например, в Европе оформление одной декларации стоит от 50 до 100 евро, в Америке и Китае – от 50 до 100 долларов, а в России – уже 500-1000 долларов. 

Остаются нерешенными многие логистические вопросы, связанные в том числе с неразвитостью инфраструктуры. В Европе или США, например, вся территория обеспечена автомобильными и железнодорожными магистралями, речными внутренними путями. Это позволяет быстро доставлять груз и снижает издержки. 

В России достаточно развитая транспортная инфраструктура сформирована вокруг очагов развития – Санкт-Петербурга и Москвы, а за пределами мегаполисов – «серая» зона. В результате потенциальные экспортеры зачастую не имеют альтернативных способов доставки и вынуждены использовать лишь один из возможных вариантов вывоза своей продукции. Кроме того, логистический рынок страны находится на начальной стадии развития, поэтому комплекс предоставляемых на нем услуг не столь развит, как в той же Европе. 

Все эти факторы, в том числе расходы на таможенные процедуры, влияют на транспортно-логистическую составляющую в конечной цене товара, делая его неконкурентоспособным на зарубежных рынках. Поэтому многие производители так и не становятся полноценными участниками внешнеторговой деятельности и остаются потенциальными экспортерами.

 

Ольга Великанова