Если ранее через порты Петербурга в Африку поступали преимущественно топливо и продовольствие, то сейчас местные производители намерены наладить экспорт высокотехнологичной продукции в африканские страны. Например, крупнейший в СЗФО разработчик и производитель тест-систем компания «Алкор Био» представила на стенде Петербурга автоматический иммунохимический хемилюминесцентный анализатор на магнитных частицах MagnoLia для лабораторной диагностики. Анализатор ориентирован на выявление социально значимых заболеваний: ВИЧ, гепатиты В и С, сифилис. Как пояснил «Ведомостям» менеджер по развитию бизнеса компании Денис Зуев, прибор предназначен для лабораторного тестирования заболеваний без вмешательства человека. На борт анализатора устанавливаются реагенты, ставятся образцы, а прибор в автоматическом режиме проводит тестирование.
Разработка является новой, компания пока не осуществляет поставки анализатора, но уже рассматривает возможность экспорта в Африку. «Мы находимся в коммерческой фазе запуска продаж. Рынок Африки представляет для нас интерес. Сейчас идут работы с дистрибьюторами на рынках Марокко, Камеруна», – говорит Зуев. Вместе с тем компания рассчитывает локализовать в Марокко производство реагентов для лабораторной диагностики. Как пояснил Зуев, локализация позволит сократить затраты на логистику и получить преференции в тендерных закупках в Марокко.
Запустить поставки в Африку намерена и компания «СММ», которая специализируется на производстве тяжелого грузоподъемного оборудования – портальных кранов, а также монтажных кранов – для строительства судов. Сейчас краны поставляются в регионы России и на экспорт – в страны Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан). «Сейчас также прорабатывается ряд проектов по поставкам оборудования и строительству портов на Африканском континенте: в Алжире, Марокко, Египте, Судане, ЮАР. Мы сами производим грузоподъемное оборудование, но у нас есть ряд подрядчиков, которые готовы построить порт», – рассказала изданию руководитель рекламных и корпоративных проектов Неля Хамзина. Она пояснила, что интерес к данным рынкам связан с тем, что Африке необходима модернизация такой инфраструктуры. В ближайшие пять лет компания рассчитывает поставить порядка 100 единиц в Африку. «Но многое зависит от платежеспособности партнеров, свободных денег у них немного», – отметила она.
Другой петербургский производитель – разработчик образовательных комплексов по восьми цифровым технологиям для детей и молодежи – компания «Брейн Девелопмент» уже начала экспортировать продукцию в страны Африки. Тестовые поставки в этом году были направлены в Марокко и Оман. Как отметил начальник отдела разработок компании Артем Поляков, у производителя до пандемии был опыт экспорта таких учебно-методических комплексов в Саудовскую Аравию, но поставки прекратились во время пандемии. Сейчас компания ищет новые рынки для поставок в детские сады, школы и университеты.
Как отмечает доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко, развивая технологии, Петербургу необходимо масштабировать объемы производства, а для этого нужно иметь большие и емкие перспективные рынки сбыта, иначе себестоимость внутреннего производства снизить невозможно. «Так как в западных странах нас не очень ждут, развитие новых рынков – хороший и рациональный ход. При этом Африка очень богата природными ресурсами, но довольно слабо развита экономически, таким образом, являясь крайне перспективным и емким рынком сбыта практически любой продукции», – добавил он.
По словам эксперта, для Петербурга перспективным может стать сотрудничество в области экспорта энергетики и энергоресурсов, образования, науки, транспорта, агротехники, машиностроения, решений в области ИТ и финтеха.
Председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров добавил, что у африканских стран есть потребность в поставках высокотехнологичного медицинского оборудования. Однако в перспективе может возникнуть проблема, связанная с нехваткой компетентного обслуживающего персонала, который должен работать с данной продукцией. Вместе с тем Федоров полагает, что востребованными могут стать проекты в сфере судостроения, поскольку в Африке есть хорошие береговые ландшафты. Тем не менее, когда речь идет о капиталоемких проектах, производители нуждаются в соответствующей юридической поддержке. В случае конфликтной ситуации производитель может столкнуться со спецификой работы местных судов, добавил он.